Новости. Омск

Игорь Коновалов: «Градо Омская Пророко Ильинская церковь — правильное название храма на Ильинской горке»

Уже неоднократно приходилось высказываться по Ильинской церкви. Но поскольку история продолжается, то напомню ещё раз.

Должен сказать, что Леонид Константинович внёс свою лепту в эту историю, назвав церковь «Свято Ильинский собор». На самом деле во всех исторических источниках говорится: «Градо Омская Пророко Ильинская церковь». Во времена её строительства всем было понятно, почему она носит именно такое название. Тогда Омск только что получил статус города. До этого существовала только Омская крепость с посадами вокруг неё. А в крепости существовал Военный Воскресенский собор, прихожанами которого был гарнизон.

Перед началом строительства новой Омской крепости в 1764 году старую деревянную Ильинскую церковь перенесли из Омской слободы на левый берег Оми и поставили возле Спасских ворот старой крепости. В 1778 году началось строительство новой каменной Ильинской церкви, которое завершилось в 1789 году. Она была первой городской приходской церковью. Поэтому и называлась Градо Омская… Именно это обстоятельство предложил взять за основу омский историк Г. Е. Катанаев, предложивший праздновать день города именно на Ильин день. Сейчас эта традиция уже давно возрождена.

Церковь долгие годы была главной доминантой центральной части города. После сноса Успенского собора она непродолжительное время выполняла роль кафедрального собора до своего сноса в 1936 году.

Церковь была интересным образцом барокко, причём не сибирского, а вполне столичного. Она представляла редкий для православия вообще тип двухколоколенного храма.

Любопытно, что когда церковь сносили, то изначально народу объявили, что это делается ради установки памятника Пушкину к 100-летию со дня его гибели. Первоначально горку переименовали в Пушкинскую. Но с памятниками Пушкину что-то не задалось. Потом грянула война. Было не до памятников.

А вскоре после войны на горке появился памятник… Ленину.

Вспоминается анекдот:
— Кому этот памятник?
— Пушкину.
— Это который Му-му написал?
— Нет, Му-му написал Тургенев.
— А почему памятник Пушкину?

В первом памятнике Ленин был «разгорячённый», махал руками. Но в новом памятнике, стоящем поныне, «успокоился» и мирно взирает на город.

Встаёт вопрос: что дОлжно делать сейчас? Эпоха ленинизма осталась частью нашей истории, но ушла в прошлое. Но жизнь продолжается. С какими символами мы идём в будущее? Вроде коммунизм уже не строим. Но и к опыту веков вернуться не спешим. Хотя предшествовавший опыт продолжался намного дольше коммунистического эксперимента.

В советское время в Омске снесли три главных храма: Успенский собор, Ильинскую церковь, Воскресенский собор. Два из них восстановлены. Но при восстановлении Успенского собора понадобилось выносить только оленя. При восстановлении Воскресенского собора выносить было нечего.

А при восстановлении Ильинской церкви возникла проблема с Лениным.

Никто не отрицает, что скульптура вождя качественная, авторская, да и в средУ вписана мастерски, хотя и не соответствует её масштабу. Никто не предлагает её уничтожить. Юридические сложности с её переносом при желании разрешимы. Главные сложности мировоззренческие.

Для Ленинцев это место священно в связи с памятником Ленину. Для Православных это же место священно в связи с Ильинской церковью. Поскольку и для тех и для других вопрос идейный, то понятно, что позиции не изменятся никогда.

Союзниками коммунистов невольно оказались либералы. Но у них свой интерес. Они не за Ленина, они против церкви. Но свои интересы они лукаво прикрывают сохранением сквера. Хотя церковь на самом деле не против скверов.

Церкви отступать некуда. Свои планы она обозначила ещё в 90-е, установив крест, построив часовню и установив камень с благословением Патриарха.

Но храмоздательство — процесс молитвенный. Храм — воплощённая молитва. Господь даёт силы на храмоздательство по молитвам священства и прихожан. Митрополит Дионисий правильно говорит, что для возрождения храма нужны усердные молитвы. Мне доводилось говорить об этом же с Полежаевым.

Православие — не агрессивная вера. Но при этом последовательная. Мы знаем, что у нас впереди вечность. Мы будем молиться о возрождении храма.

А когда Господь даст нам силы на это, на то воля Божья.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

32
4
Ъ17.04.2024 07:40:39
Штука не в том, чтобы очередной новодел построить на мракобесном хайпе, а в том, чтобы имеющиеся приходы искренне верующими наполнить.
13
11
517.04.2024 09:04:40
я ни за тех, ни за других, но статья хорошая, спасибо, что посвятили нас в историю, автор
23
10
Старпер17.04.2024 10:09:07
1.Прежде, чем строить там собор, надо спросить мнение омичей. Не знаю, можно ли проводить по таким поводам референдум, но что-то голосование всегда можно устроить.
2.Я думаю, найдется немало нейтральных омичей, которые проголосуют за собор. Во-первых, это красиво...
3.Ну и если решат таки строить собор - то, пожалуйста, за счет церкви.
45
6
омич17.04.2024 10:22:27
как церковь не называй, не нужна она городу, как и аэропорт в Федоровке, городу нужны парки, школы и садики. В городе срач, дворников днем с огнем не найти, а мы все пытаемся статус столицы на себя натянуть
18
2
очень интересующийся17.04.2024 10:57:22
Ъ, полностью поддерживаю. Успенский собор стоит полупустой. Вопрос поэтому - будут ли туда ходить верующие. Когда собор возводили - даже вопроса такого не было - он был доминантой прежде всего в жизни города. А сейчас? будет стоять как Ленин к которому раз в год сходится кучка почитателей
27
4
Dmitri17.04.2024 15:34:34
Вера у них, конечно, не агрессивная, только не понятно, почему в светском государстве верущие через средства массовой информации навязывают обществу свои идеи)))
15
4
Непоняла17.04.2024 15:41:23
Но при восстановлении Успенского собора понадобилось выносить только оленя.

Источник: https://bk55.ru/news/article/231605/

При этом восстановлении угробили центральную площадь и огромный сквер. А я еще помню, что взамен разрушенного Успенского на Левом построили собор, не знаю как называется. Но главный потом продавил и восстановление. В итоге два собора. Молодец. Только нам от этого какая польза ?
14
3
Саша КБ17.04.2024 16:16:16
Сводить все к противостоянию верующих с коммунистами - некорректно. И те, и другие - явное меньшинство. Большая часть россиян живет в современном государстве - секулярном, в основном атеистическом, рыночном. И им храм просто не нужен, как и Ленин.
1
2
Мozg18.04.2024 01:06:59
Саша КБ, а им вообще что нужно-то? И что каждый из них для этого сделал?
6
7
И Л Коновалов18.04.2024 11:12:08
Саша КБ, все правильно, большинство жителей- обыватели. Им вообще ничего не нужно за пределами их корыта. Поэтому споры идут между теми кому не все равно. Если Вам все равно нет смысла участвовать в спорах.
7
6
И Л Коновалов18.04.2024 14:54:55
Саша КБ, согласен, большинство жителей-обыватели. Им за пределами своего корыта вообще ничего не интересно. Поэтому спорят те, кому не безразлично.Остальным не вижу смысла высказываться.
11
2
Ъ18.04.2024 16:03:49
Саша КБ, да, но им нужны садики и школы, но на этот вопрос почему то принято забить болт..
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru