Хозяин «Летура» Леван Турманидзе инвестирует в мясопереработку. Опрошенные БК55 эксперты считают этот бизнес сложным и не особо прибыльным, если только инвестор не рассчитывает на господдержку.
«Все это пока на уровне обсуждения идеи с моими партнерами из Турции. Сейчас еще рано о чем-то говорить», — заявил корреспонденту «Делового Омска» Леван Турманидзе. Однако на деле, по данным участников рынка, оборудование для промышленного убойного цеха и линии по переработке мяса уже начали завозить в поселок Камышловка Любинского района. Возведение типового модульного забойного цеха занимает несколько недель, налаживание мясопереработки — минимум полгода.
Первый зам регионального министра сельского хозяйства и продовольствия Олег Подкорытов, оценивающий инвестиции Турманидзе как минимум в 25 миллионов рублей, считает, что у этого бизнеса хорошие перспективы: «В Любинском районе пока нет убойного цеха. Кроме Турманидзе еще два предпринимателя планируют наладить там убой, но без переработки. Цех может рассчитывать на предоставление услуг не только любинским, но и саргатским и большереченским хозяйствам».
Опрошенные БК55 будущие коллеги г-на Турманидзе по цеху, в отличие от чиновника, не столь оптимистичны.
«По поводу конкретных планов г-на Турманидзе ничего сказать не могу, ничего про это не знаю, — комментирует совладелец мясокомбината «Компур», депутат Заксобрания Омской области Дмитрий Галаванов. — В общем же замечу, что это бизнес сложный, специфический, и дилетантам трудно будет найти свою нишу. Кстати, недавно вопрос о строительстве убойных цехов в районах Омской области поднимался на комитете по аграрной политике в Заксобрании, с докладом по поводу бюджетной поддержки таких проектов выступал министр В.Эрлих. Я был содокладчиком, у меня на проблему своя точка зрения. На мой взгляд, господдержка таких проектов ошибочна: загрузить бы действующие предприятия. Нет смысла, как планируется в правительстве, строить убойные цеха в каждом районе, нужно исходить из наличия поголовья на конкретных территориях, без привязки к муниципалитетам, с учетом обеспеченности сырьем уже существующих перерабатывающих мощностей. В Европе бы никто так просто землю не дал, без мониторинга, насколько загружены такие предприятия в округе, в этом смысле у них до сих пор плановая экономика. У нас же пока другая ситуация, мы радуемся каждому вложенному рублю. Если же вернуться к проекту Левана Турманидзе, то, на мой взгляд, из-за всех вышеизложенных причин, он навряд ли будет эффективным».
«Сейчас, после введения новых правил, связанных со вступлением в ВТО, возникает довольно много проектов по строительству убойных цехов, – считает председатель совета директоров ГК «Руском» Темури Латария. — Но как к бизнесу у меня к ним есть ряд вопросов — на мой взгляд, далеко не все они будут эффективными. Нужно считать экономику. Основная проблема — сокращающееся поголовье крупного рогатого скота. По моей информации, на сегодня ситуация такова, что проблема даже загрузить то, что есть. Впрочем, насколько я слышал, там планируется выделять какие-то бюджетные деньги… Возможно, кто-то именно на них рассчитывает».