Новости. Омск

ВОПРОС НЕДЕЛИ. Сгорело полдеревни Каракуль: кто виноват?

Омский Следком торопливо, для галочки, возбудил уголовное дело против главы поселения Каракуль, бюджет которого сравним с окладом министра в правительстве Буркова.

По версии следствия, Лейла Мухаметшина не обеспечила первичные меры пожарной безопасности, а именно: не организовала создание системы оповещения в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, а также планирование, подготовку и проведение эвакуационных мероприятий.

Жители выступили против сложившейся порочной всероссийской практики — делать «козлов отпущения» из глав маленьких сельских поселений, возлагая на них много обязанностей и ответственности, не обеспеченных бюджетными деньгами.

Вот что писал по этому поводу БК55:

У глав сельских поселений очень много обязанностей и ответственности, не обеспеченных бюджетными деньгами. В деревушке на 150 жителей на перекрестке не стоит 4 дорожных знака? — Штраф лично главе. Администрация находится в здании 1940 года постройки и не соответствует новым противопожарным нормам? — Штраф главе. У школы нет зебры на неасфальтированной дороге? — Штраф главе. Нарисовали на земле краской зебру, чтоб хоть как-то выйти из ситуации, а через три дня она стерлась? — Штраф главе. Ну, а если как сейчас: сгорели дома и постройки, люди получили ущерб — вообще уголовное дело. Между прочим, по инкриминируемой статье предусмотрен арест до полугода или исправительные работы до 2 лет.

Между тем, бюджет Уленкульского сельского поселения (куда входит деревня Каракуль) численностью около 1 тысячи человек не превышает 5 миллионов рублей, что меньше годовой зарплаты среднего областного министра. Разве нормально? На что должно хватать этих денег, и как на это исполнять все, что предписывает закон?

Как Вы считаете, кто виноват на самом деле в пожаре в деревне Каракуль?

Юрий Борисовский, директор ООО «Омская областная газовая компания»:

— Кто виноват? Ответит Омский следком, конечно. Насколько объективным будет разбирательство, большой вопрос.
Лично мое мнение, глава поселения не виновата. Бюджет поселения, в рамках которого нужно обеспечить безопасность, просто смешон. Вопрос этот крайне актуален для меня как руководителя. В нашей компании действует аварийно-диспетчерская служба. Практически в ее составе работают люди, которые не приносят никакой прибыли. Но ежемесячно сотрудникам нужно платить заработную плату, делать отчисления в страховые фонды, перечислять налоги. И, к сожалению, никого из представителей нашей власти не интересует, из каких средств это все должно финансироваться. Основная задача — это прикрыть себя документально, провести проверку, выдать предписание на устранение нарушений, оштрафовать, если нарушения остались. При этом есть люди, которые намеренно пишут жалобы, для устранения нашей компании как конкурента, сами не имеют ничего, что обеспечивало бы хотя бы минимальный уровень безопасности. Но при этом требуют, чтобы мы находились в равных рыночных условиях. На каждую жалобу власти обязаны отреагировать, провести проверку, постоянная нервотрепка, судебные разбирательства… Это вместо поддержки тех, кто делает хотя бы что-то.
Крайне печально это. Хочу пожелать, наверное, главе поселения сил и справиться со всеми последствиями.

Александр Криворучко, адвокат:

— Ответ на вопрос «кто виноват?» затрагивает стольких лиц и такого ранга, что в итоге ответом окажется «никто».
Действительно, кто виноват в сложившейся в стране системе финансирования местного самоуправления? Только не надо глубокомысленно показывать наверх — они там сидят потому, что их сидение безразлично или устраивает низы.

А кто виноват, что даже эти жалкие финансовые крохи распределяются непонятно как? Ответ тот же — раз никто не протестует (я не улицу имею ввиду, а попытку сказать своему начальнику: «что ж ты дурак делаешь? прекрати, а то {уйду, доложу наверх, сожму фигу в кармане» нужное подчеркнуть}) — значит все в порядке.

И несчастная глава самоуправления, которой я сочувствую, тем не менее виновата — ее никто избираться не заставлял, а если заставлял, то она могла проявить мужество (хоть и женщина) и не соглашаться или уйти в отставку, когда ей отказало в помощи начальство.

Интересно, какая партия победила в Каракуле на выборах и с каким результатом? Она к этой партии обращалась за помощью?

Лично меня больше интересует вторая половина вопроса: «что делать?» А вот тут ответ абсолютно не радует.

есть одна загадочная тема,
к нашим относящаяся душам:
чем безумней дряхлая система,
тем опасней враз ее разрушить.
Губерман

Алексей Сокин, депутат омского Горсовета, директор Центра городских компетенций:

— Кто виноват? Стихия. Сухая погода, сильные ветра, огонь шёл через поля, вдоль речки, мимо пахоты, перекинулся через речушку шириной 4 метра и ворвался в деревню Каракуль, прошил пламенем сквозь приехавшую пожарную машину, которая уже ничего не смогла сделать… Поселение сгорело меньше чем час.

В Большереченском районе я был как раз сразу после произошедшего. Причём, не только в райцентре, а посетил именно деревни — Рямовка, Ингалы, Могильно-Посельское, Моховое озеро. Да, деревни опаханы, меры безопасности предприняты. Но повсюду видны следы пожара в полях, сильно огорел лес. Это беда, которая в этом году проявилась особенно явно не только в Большереченском районе, но и в районах области, в целом по стране. Поверьте, глава района Василий Иванович Майстепанов, глава поселения Лейля Мухаметшина, жители поселения и района сделали всё, что в их силах и больше. Губернатор Александр Леонидович Бурков лично контролирует весь процесс организации помощи людям и в части строительства новых домов, и в части предотвращения чрезвычайных ситуаций в дальнейшем!

Что делать? В нашей стране при её огромных территориях, стремлением местного населения к выжиганию полей от старой травы для роста молодой и каждый год горящих лесах — требуется кардинально новый системный подход к этой проблеме. Недаром, в муниципалитетах тех же штатов действуют добровольные пожарные дружины, которые готовятся, занимаются профилактикой, в прямом смысле слова гасят эту проблему. Многие муниципалитеты содержат бригады пожарных на постоянной основе. У нас такие мощные возможности, спецтехника, профильное министерство и спутниковая навигация, а по факту ежегодные пожары.

Владимир Виноградов, арбитражный управляющий:

— Да, ситуация: глава поселения «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Ведь всем понятно, что будь хоть семь пядей во лбу, всего знать невозможно. Задавая вопрос, вы хороший пример привели, что весь бюджет поселка равен месячному окладу министра (узкого специалиста), который отвечает только за свое узкое поручение, а глава поселения должен быть и пожарником, и сметчиком, и дворником, и электриком, и сантехником и…. т. д. Как-то горько становится за перераспределение обязанностей и средств. Система не работает, а вот назначить «стрелочника» — это всегда пожалуйста.

Константин Ткачёв, депутат Заксобрания от КПРФ, редактор канала «Обком ТВ»:

— Виновата система и режим действующей власти. Согласен, что нашли крайнего. Однако, ещё 2 года назад, я выступал в Заксобрании и говорил, что нельзя закрывать пожарные посты на селе и сокращать пожарных. К счастью, в Уленкуле пост пока сохранили и именно пожарные прибыли первыми на место ЧП. А вот подкрепление из Тары, по моим данным, пришлось ждать целый час, вместо 20 минут, прописанных в регламенте.

Считаю, что вся ответственность за то, что происходит в районе лежит на главе районе. А то как пряники получать, так они первые, а как отвечать перед законом или людьми, так они прячутся за спины глав поселений. На днях я буду в сгоревшей деревне и в соседних сёлах, пообщаюсь с пожарными и местными жителями, главой поселения, чтобы узнать истинную картину. Не верю я официальным данным! В любом случае, ответственность должна быть взаимной. Раз наказали Мухаметшину, наказывайте и Майстепанова!

Меня поражает с каким безразличием главы районов и председатели райсоветов пишут письма нам, депутатам ЗакСобрания, с просьбой принять бюджет. Они уверяют нас, убеждают в том, что денег им хватит на жизнь. Однако, проблемы начинаются уже с января. Постоянно слышу, как те же главы районов начинают жаловаться, что денег нет, бюджет нищенский и так далее. То есть, они сами себе подписывают приговор и надеются на авось. Никто из глав не заявляет, что денег катастрофически не хватает и что это может привести к беде. Нет смелых, нет решительных, нет тех, кто действительно переживает за своих жителей. Это моё мнение. И оно постоянно подтверждается действительностью.

Степан Бонковский, депутат Законодательного Собрания, директор ООО «СибГаз»:

— Главу поселения Каракуль я знаю лично. Она авторитетная женщина, которая за время своей работы зарекомендовала себя только с лучшей стороны. Мы не раз с ней сталкивались, она награждена памятной медалью Сергея Иосифовича Манякина, участвовала в проекте «Женщины Сибири». У нас в поселениях нет пожарных постов, из-за этого у нас трудно оперативно ликвидировать очаги возгорания, которых в сухую и ветреную погода достаточно много. Нельзя всю вину, связанную с произошедшим событием, перекладывать на неё.

Наталья Гордеева, Евразийский патентный поверенный, Патентный поверенный РФ:

—  На мой взгляд, для выполнения каждого из предписаний гарантированно должны выделяться средства из федерального бюджета, если предписания касаются выполнения федеральных законов и постановлений.

Андрей Алёхин, первый секретарь комитета Омского областного отделения политической партии КПРФ:

— К сожалению, во многом из глав поселений действительно делают «козлов отпущения», возлагая все новые полномочия, при отсутствии необходимого финансирования! Другое дело, что вопросы безопасности граждан, проведение противопожарных мероприятий, если нет возможности решить на уровне поселения, глава поселения должен ставить эти вопросы перед администрацией района и правительством области!

Ирина Макишева, директор ООО «РИА «Мотор»:

— Тот, кто поджег сухую траву. Нужно ввести уголовную ответственность за подпалы.

Наталья Мачулина, владелица художественной галереи «Вернисаж»:

— В пожаре виноваты сами жители. Нужно меньше мусора разбрасывать. От пластика, стекла и прочего мусора, везде валяющегося, много пожаров. А оно же не с неба валится. Всё везде горит, просто пожарных на всех не хватает. Могли бы жители сами убраться, тракторами сделать противопожарные рвы. Это в их силах. А то мусор до помойки донести не могут, все сидят ждут..... Когда за них сделают. Как будто по весне это новость.

Глава, естественно, не может нести за всех ответственность. Поэтому лучше главой не быть. Пусть главами поселений назначают из Москвы, год в Госдуме, год глава в деревне, и так попеременно… С обязательным пребыванием по месту службы. Классно будет, не скучно.

Алеся Григорьева, общественный деятель, президент Ассоциации по защите интересов семьи «ДОМ-детства»:

— Я знаю об этой проблеме не понаслышке, так как сама являюсь депутатом и жителем поселка Северо-Любинский, в котором тоже сгорело несколько домов в этом году.

Конечно, обвинение главы поселения в халатности является несправедливым. Действительно, у поселения просто отсутствуют физические силы и материальные средства для выполнения ВСЕХ предписаний, которые за последние годы приобретают лавинообразный характер и отличаются своей абсурдностью.

Выражается это, например, в том, что пресловутая мусорная реформа обернулась в сёлах Омской области большими материальными затратами не только для жителей (например, моя семья платила 30 рублей в месяц с домовладения, а теперь мы вынуждены платить около 1000 рублей в месяц в совокупности с членов семьи), но и затратами из бюджета поселения. При этом логистика сбора мусора только ухудшилась, так как согласно документов, «Магнит» не принимает компост, ветки, листья, траву и т.д… Для такого вида мусора наш глава поселения обязан создать специальную компостную яму и обеспечить ее функционирование согласно всех нормативных документов.

Кроме того, по новым правилам, которые вступили в силу ещё до наступления трагических случаев уничтожения домов огнем, глава поселения обязан обеспечить специальное место для сжигания растительного мусора. Только на этой площадке, которая должна быть оборудована надлежащим образом, разрешается разводить открытый огонь. Где в Омской области такие площадки? А нигде! Нет ни одной!

Галина Татаринова, специалист по связям с общественностью:

— Кто виноват? Это вопрос очень сложный, имеет правовой, исторический, моральный аспекты. Это предмет серьезного обсуждения, которое затронет и несовершенство наших законов, и незрелость местного самоуправления, и несправедливость в распределении бюджетных средств.

А вот вопрос, можно ли в этих условиях делать основным ответчиком (единственным?) за происшедшее Л.Мухаметшину, вполне резонный. Нельзя! У самой Л.Мухаметшиной едва ли есть средства на очень качественного адвоката. А он мог бы вполне построить ее успешную защиту. Мы все, жители, неравнодушные люди должны выступить таким адвокатом.

Гораздо разумнее было бы, на месте властей, дать неформальный ход этому делу. Провести широкие обсуждения ситуации, извлечь необходимые уроки. Боюсь, к сегодняшнему стилю управления такое мало подходит.

Александр Лихачев, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ:

— Мой ответ однозначный — виноват Президент РФ Путин Владимир Владимирович. Если бы Конституция была парламентская (только чтобы не поняли, что я за это) — то можно было там на кого-то кивать, а она жестко президентская, вертикальная. Именно ВВП изменил налоговую схему Ельцина, при которой было между центром и регионами примерно 50 на 50, местным бюджетам что-то доставалось (кто не знает или забыл — были жесткие отчисления на благоустройство и т. п.). Теперь почти все из Омска и других регионов уходит в федеральный центр и там делится, а потом губернаторы ездят свое же выпрашивают дотациями и субвенциями.

Знаю много сельских глав возмущены преследованием несчастной главы, которой выпал несчастливый билет, некоторые уходить хотят, так как по районам всех собрали прокуроры и пригрозили. Кто не в теме — у них земельный налог, который в селе копейки, и НДФЛ, где колхозы и совхозы развалили, и работы нет. Потому в бюджете ноль. В субботу встречался с одним главой, просто сидели — у него на пожарные мероприятия в год 15 тыс. рублей. И это же не только пожарных дел касается — сама схема налогообложения позволяет жировать Москве и Ленинграду при нищей остальной части страны, а потом сетуем на отток населения.

Ирина Ключникова, владелица компании «Ключниковы & партнеры»:

— В данной ситуации, лично я склонна верить жителям деревни, которые сделали серьезный шаг с целью заступиться за Мухаметшину. Они лучше нас всех знают главу поселения и проблемы, которые она решает на месте. Не зря эта женщина получила, в недавнем прошлом, множество наград и благодарственных писем от вышестоящего руководства, подтверждающих добросовестное исполнение ею своих обязанностей. Бюджет сельских поселений настолько мал, что главам приходится совершать мыслимые и немыслимые поступки, чтобы хоть как-то выживать. При этом, сильно сомневаюсь, что на противопожарные меры селу были выделены необходимые средства.

В данном случае, у меня больше вопросов к руководителю МЧС Омского региона, каким образом был упущен сам факт возникновения столь сильного пожара и не предприняты меры к его тушению до того момента, как огонь добрался до населенного пункта. Поэтому, стоит наверно задать вопросы лицам, которые в силу занимаемой должности, занимаются проблемой лесных пожаров и недопущением их дальнейшего распространения.

Такими темпами толковые люди с задатками достойных управленцев просто начнут отказываться от должности глав Сельских поселений. Надеюсь, что голос народа все же услышат органы правопорядка и уголовное преследование в отношении Лейлы Мухаметшиной будет прекращено. Поскольку, исходя их характера и последовательности действий, которые по мнению правоохранителей, должна была совершить Мухаметшина, это ни что иное, как стать супер-женщиной, способной не только озеро с камышом пропахать, но и приближающийся к селу пожар потушить буквально голыми руками, не имея на то ни специальной техники, ни навыка. Если посчитать какие площади лесного массива уже сгорели на начало сезона, напрашивается лишь один вывод: МСЧ просто пытается прикрыть своё бессилие, скинув ответственность на руководство районов области. Ведь так намного проще.

Натела Полежаева, директор Центра реабилитации «Рассвет»:

— Я полностью согласна с действиями следственного комитета, возбудившего уголовное дело против главного лица исполнительной власти в поселении. Одновременно надо возбуждать уголовные дела в отношении пожарных инспекторов, которые по роду службы обязаны были выявить и устранить недостатки в противопожарном состоянии села, а также в отношении депутатов поселения. Они представляют власть в поселении, а власть — это прежде всего ответственность.

Счастье, что не пострадали люди и Каракуль не стал омской «Зимней вишней». Я могла бы поверить в невиновность главы в связи с недостаточным бюджетом, если бы сама не была депутатом и изнутри не видела ситуацию. Главы, поверьте, живут прекрасно и с должности их не согнать. Как правило, совет депутатов у них под контролем, заседания совета носят формальный характер и никакого спроса с главы нет. В Троицком сельском поселении, например, глава Сердюк С. В. является одновременно и Председателем совета депутатов. Это же немыслимо. Как могут депутаты контролировать и спросить со своего начальника?!

В бюджете предусмотрены расходы на противопожарную безопасность, значит, пожаров таких масштабов не должно происходить. Если бы у меня в «Рассвете» случился пожар, кто бы был виноват? Правильно, я как руководитель. То же самое и с главой поселения. Если у неё не было денег на предотвращение пожара, нечего было и садиться в кресло главы. Никакой она не «козел отпущения», а, с большой долей вероятности, виновное лицо. У нас чиновники обнаглели настолько, что не желают брать на себя никакой ответственности. Только большие зарплаты, персональные автомобили, ручные депутаты и дежурная отговорка про недостаточный бюджет. Как видите, талисманы в виде медали «За служение Омской области 3 степени» и Благодарности из рук Президента Татарстана от пожаров не помогают. Нужно работать и выполнять свои обязанности.

Степан Кошкарев, помощник депутата Государственной думы Олега Смолина:

— На мой взгляд, чиновники на местах часто попадают в ситуацию отсутствия выбора. То есть, с одной стороны, чтоб не потерять свое место, они молчаливо соглашаются на все распоряжения сверху, с другой, часто эти распоряжение никак не соотносятся с теми возможностями, которые есть на местах. Работает формула: «Я — начальник, ты — дурак! Ты — начальник, я — дурак!».

В такой ситуации до какого-либо происшествия все хорошо. В отчетах и на бумаге все гладко, потому что если есть проблемы, то виноватых найдут, поэтому проблем быть не должно и имитируется выполнения всех требований. А по факту ничего не готово, не сделано и не делается. Но мы про это узнаем уже после очередной трагедии.

Виновата ли глава? Думаю, что в какой-то мере, потому что Лейла Мухаметшина занимала пост главы, и ответственность все же на ней есть. Поскольку вместе с должностью приходит не только положение.

Если б был другой человек на ее месте, то он бы справился? Не думаю, поскольку проблема не в этом. В данном случае в большей степени виновата сама система и политика в отношении местного самоуправления и наполнения региональных бюджетов.

Это уравнение, при котором берем главу любого города, региона, даем ему задачу, которая материально не обеспечена на местах и требуем выполнение, а потом удивляемся результату.

Аналогичный пример: майские указы президента 2012 года и заработные платы. Обязательство скинули на регионы, денег из федерального бюджета не дали. Потом удивляемся решениям на местах.

В итоге, думаю, что с поиском виновных проблем у Следкома не будет. Но насколько эта вина и наказание за нее будет соразмерны — вопрос другой. Как и вопрос в том, что решит ли это проблему глобально, избежим ли мы в будущем подобные ситуации? Думаю, что нет. Надо менять подход к местному самоуправлению.

Оксана Андронова, предприниматель и общественный деятель:

— Я не могу сказать, кто виноват в данной ситуации, я не судья. Но явно это не халатность одного человека, это цепочка последовательных действий, человеческий фактор и ответственность на себя, те, кто виноват, никогда не возьмут. Чаще всего в таких ситуациях обвиняют одного человека, делают его крайним, в справедливый приговор по этому делу я не верю.

Евгений Гервальд, директор «Омской правды»:

— Я лично очень рад, что удалось избежать трагедии и люди не пострадали. Остальное — поправимо. К глубокому сожалению, не являюсь специалистом в области противопожарных мероприятий, а также не обладаю достаточными юридическими знаниями, чтобы определить степень виновности тех или иных лиц. Поэтому надеюсь, что компетентные органы тщательно разберутся в ситуации и определят, почему произошла эта ситуация. Не вижу смысла торопиться и развешивать ярлыки.

Алексей Клепиков, координатор Омского регионального отделения ЛДПР:

— Если говорить изначально, то всему виной реформа местного самоуправления, которая поставила на колени практически все села, бросив их на произвол. МСУ должно входить в структуру государственной власти и государство должно обеспечивать нашу безопасность, это его обязанность, за это мы платим налоги. На собственные бюджеты поселениям не выжить. За пожароопасную ситуацию спрашивать нужно с Правительства Омской области. Минсельхоз должен отвечать за брошенные земли сельхозназначения, Минприроды за свои подведомственные территории, МЧС за обеспечение емкостями с водой на случай пожара, пожарными машинами и т. д. В случае с Каракулем считаю, что все дома должны быть восстановлены за счет бюджета области. Главу поселения оставить в покое.

Татьяна Шнейдер, общественница, зампредседателя Омского регионального отделения партии «Яблоко»:

— Пожар — это страшная трагедия. В первую очередь, мне бы хотелось выразить соболезнования тем людям, которые лишились своих домов и хозяйства.

С каждым годом количество пожаров, к сожалению, не уменьшается. И это касается не только Омской области. Люди жгут траву на участках, разводят костры на природе, не думая о последствиях своих бездумных действий.

В данном, конкретном трагическом случае, я не стану давать оценку действиям следственного комитета и надеюсь, что справедливость все же восторжествует, и истинные виновные будут наказаны.

На мой взгляд, случившаяся трагедия имеет ряд основных предпосылок, которые являются звеньями одной цепи. Во-первых, хотелось бы отметить, что сельские поселения остро нуждаются в финансировании. Закладываемый бюджет ничтожно мал. Плюс вопрос распределения и принятия этого бюджета.

Сельские депутаты, которые должны, не только числиться в списках, но еще и работать на благо поселения и людей, интересы которых он представляют. Зачастую проявляют свою активность только в моменты перевыборов. Из этого вытекает еще одна проблема — заскорузлость и закоренелость несменяемых депутатов. В 2020 году я в полной мере своими глазами увидела как отдельные спящие сельские «народные избранники» всеми силами цепляются за свои кресла. «Я и делать ничего не делаю, и место свое не освобожу».

И вот тут у меня возникает вопрос непосредственно к депутатам данного сельского поселения на предмет принятия и обеспечения противопожарной безопасности вверенных им поселений. Глава поселения не может в одиночку косить камыши, закатывать асфальт и устанавливать дорожные знаки.

Владимир Казанин, депутат Госовета, лидер фракции «Коммунисты России»:

Что можно сказать по существу вопроса? Во-первых, местное самоуправление в России самое бесправное. Это даже не орган власти. Есть законодательная, исполнительная, региональная власть, федеральная власть. А местное самоуправление по остаточному принципу: налоги меньше всего, полномочий больше всего. С другой стороны, что образовалось практически во всех регионах России. Есть донор по налогам — в данном случае Омск, миллионный город — и для федерального центра, и для регионального центра, куда уходит большая часть налогов. Из регионального бюджета равномерно распределяется по районам области. Районы у нас все дотационные, самоокупаемых нет, никто не зарабатывает столько, чтобы тратить, поэтому все без исключения дотируются из регионального бюджета. И получается следующая ситуация: зарплата главе сельского поселения идет — она бывает разная, от 12 до 30 тысяч, в зависимости от размера поселения — а денег на решение задач, прописанных в законодательстве Российской Федерации, практически нет: и по знакам, и по огородам, и по межеванию — страшно, если дойдет — да по всему! И главы поселений давно к этому привыкли. Получается такое социальное иждивенчество и негласное соглашение, которое существует во всей России.

Дотируются главы поселений — зарплата воспринимается чуть ли не социальным пособием — а делать что-то реально не могут, просто нет бюджета, поэтому многие главы поселений опустили руки, пребывают в несколько аморфном состоянии. Поэтому, когда случается ЧП и надо быстро принимать решение, многие оказываются на это не способны, поскольку привыкли, что от них практически ничего не зависит. Многие не знают своих полномочий, иначе бы даже не избирались. На многое власть закрывает глаза, за многое не штрафуя глав, иначе никто бы не пошел, если бы от зарплаты ничего не оставалось. Поэтому ситуация двоякая: с одной стороны нашли «стрелочника», а с другой и сами главы давно, мягко говоря, не особо стремятся выполнять свои обязанности, не бьют в колокола, не настаивают. Я сам с этим сталкиваюсь постоянно в наших поселениях. Не хватает, например, мусорных баков, регион готов выделить, но даже заявки не делается в район. Да и сам район не особо торопится. И сейчас такой идет перекос, которого не наблюдали в советские времена. Раньше председатель сельсовета получал не многим меньше, чем районный руководитель. А сейчас руководитель района может получать до 300 тысяч, тогда как глава поселения 12-15 тысяч, до 30 тысяч рублей максимум. Да, у него и обязанностей больше, но тем не менее.

И такой перекос идет везде! Те же главврачи больниц превратились в миллионеров-хозяйственников. Они, конечно, занимаются какими-то медицинскими вопросами, но всё меньше и меньше. А рядовой врач получает копейки. Поэтому люди уже не верят в систему, её надо менять, социализировать, более равномерно распределять налоговую базу, тогда будут решаться вопросы. С другой стороны надо начинать бороться с сельским паразитизмом. Например, в южных районах области, где продается зерно, продается хорошо и покупательская способность, судя по магазинам, высокая, а налоги то практически не платят. Но при этом все требуют, дорог, коммуникаций и всего остального. Поэтому, с одной стороны вроде нашли стрелочника, а с другой — вина главы есть. Не выбирайся, если не можешь выполнять свои обязанности. Вот так.

Дмитрий Шейко, юрист:

-Не смогу ответить — мало информации.

Наталья Граф, специальный корреспондент «Российской газеты»:

-Я считаю, что Лейла Мухаметшина сделала все возможное, чтобы спасти деревню от огня, исходя из тех ресурсов, которые у нее были. Просто стихия оказалась сильнее. Будет неправильно, если в этой ситуации ее сделают «стрелочником». Не секрет, что должность главы сельской администрации сегодня считается «расстрельной» — бюджеты муниципальных образований нищенские, а ответственность колоссальная. У нас есть села, где главу не могут избрать годами — нет желающих. Даже одна из самых «зажиточных» — Усть-Заостровка — жила без главы несколько лет.

Сельские бюджеты не выдерживают расходы по утилизации твердых бытовых отходов, установлению пожарной сигнализации, разработке генпланов поселений. Такие мероприятия требуют суммы, которая значительно превышает годовой сельский бюджет. Плюс ко всему, если «кошмарить» предпринимателей сегодня запрещает закон, то муниципальные образования остаются беззащитны перед напором надзорных органов, которые бездумно «выполняют план». У нас был случай, когда главу одного из поселений наказали на 10 тысяч рублей за отсутствие организации сбора ртутьсодержащих лампочек, которых в деревне никогда не было и в помине.

Несколько лет я писала о прославившейся на всю страну деревне Увальная Бития из Саргатского района. Ее глава и депутаты разом ушли в отставку, оставив сельчан без законодательной и исполнительной власти. Оказалось, у них просто сдали нервы. Говорят, проверяющие нередко предлагали главе пойти на компромисс. Предлагали: выбирай, кого наказывать — тебя или деревню? Штраф на должностное лицо — несколько тысяч рублей, на юридическое лицо — несколько десятков тысяч рублей. При возможности он выбирал из двух зол меньшее. В результате половину зарплаты приходилось отдавать в бюджет. А она даже по сельским меркам невеликая. А если не дай бог, что произойдет, то первый, кто попадет под следствие, будет глава. Вот и думают люди — нужны ли им такие проблемы?

Ирина Горелова, поэтесса и преподаватель ОмГТУ:

— У меня родители живут в небольшом поселке по соседству с главой поселка, поэтому данную проблему, когда обязанностей выше крыши, а бюджета кот наплакал, знаю не понаслышке. Должность практически расстрельная. Очень многое делается по знакомству (если знакомый есть ответственный и бескорыстный) или за свой счет. И еще я немного жила на севере Омской области и помню лесные пожары, которые были всегда и, наверное, будут, когда ветер перекидывает огонь через узкие лесные протоки, когда огонь ползет коварно и почти бездымно в ясный сухой день километрами по сухой траве, чтобы полыхнуть не там, где ждали и отсекали, когда горящие 15-20 метровые сосны падают через опашку. Предусмотреть это невозможно, остановить силами маленького поселка нереально, дождаться помощи, когда в сухую ветреную погоду занимаются ветки, листья и трава как порох — из области фантастики, потому что так быстро только ясновидящие супермены летают. Я очень надеюсь, что у нас прекратится практика всегда искать стрелочника и делать его крайним. Меня по жизни возмущали ситуации, когда в школьных проблемах всегда наказывают учителя, даже если понятно, что проблема в поведении ребенка и его воспитании. Сейчас крайней в ситуации, когда никто бы не смог сделать лучше, виноватят мелкого чиновника. Это приведет лишь к тому, что желающих работать просто не будет.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

24
11
неравнодушный омич14.05.2021 08:28:58
всем ясно что глава поселения не виновна но нужен крайний для отчета и только суд может ее оправдать если примет независимое решение
21
10
Михаил14.05.2021 08:35:39
С другой стороны никто ведь не принуждает быть Главой. Лучше снять с себя полномочия и не заморачиваться.
9
12
Михаил14.05.2021 08:38:25
И ещё, по существу статьи, рядовой врач уже давно не получает копейки, давно прошли те времена. Да, может не так как хотелось бы, денег как известно много не бывает, но всё же вполне нормальный заработок.
34
2
114.05.2021 08:45:33
Предположим, что сгоревшие НЕ СГОРЕЛИ и подсчитаем, сколько им на это надо было денег.
1. Пожарные машины - раз два три четыре пять?
2. Вода - колодцы, водоводы, водоёмы.
3. Огнеборцы - профи.
4. САМОЛЁТЫ БЕ-2 для тушения пожаров.

ИТОГО: проще посадить главу на два года. ДЕШЕВЛЕ.
36
4
омич14.05.2021 08:57:37
Надо Нателлочку саму отправить работать главой в какую нибудь глухомань из 20 дворов, посреди высохших болот. И спрашивать с нее по полной программе. А то она наверное дальше Усть-Заостровки никогда не выезжала
19
3
Полковник14.05.2021 10:05:34
Лихачёв правильно высказался....Полежаевой надо коня шашку , она порядок наведёт... совсем всё развалит...но кровожадности у неё с излишком
20
1
ДД14.05.2021 10:14:18
"Наталья Мачулина, владелица художественной галереи «Вернисаж»"

Эксперт, в деле пожаробезопасности.
21
3
Селянин14.05.2021 10:54:06
Как немцы напали, спалили пол деревни к 9 мая.
Вот вам и победители, строители коммунизма.
Как деньги получать за главу так это мы согласны, а как ответить за некошенную траву по прошлому лету и нежелании опахать так власть плохая, по земле пешеходный переход рисовать ума хватило.
Гусей заведите,всё сожрут до земли.
Не видел я митингов селян, что им денег не хватало, и глава молчал, значит его тоже всё устраивало, тем более медали получала значит на оборот всё было отлично.
Наука другим - не можете уходите, дайте дорогу тем кто сможет, если некому пусть глава Района командует если работу организовать не может и отвечает, а то устроили вертикаль бездумной власти в селах.
5
1
Шамиль14.05.2021 12:23:07
Зачем лесник встречный пал не давал,если долго лес горел?
5
1
Беляш14.05.2021 13:28:38
Михаил, снять полномочия перед пожаром это не выход. Оценивать будут действия или бездействия во время исполнения обязанностей и их связь с происшествием. Лучше вообще с такой властью не связываться.
19
1
Пупкин14.05.2021 14:03:40
Я живу не далеко от Каракуля в такойже маленькой деревне, и что-то я нинаблюдал до пожара в Каракуле чтоб какой-нибудь пожарный инспектор из Большеречье инспектировал деревню. Апашку деревни производили ещё когда действовал совхоз ито на добровольной основе. Пажарная машина раньше была закреплена за совхозом и на ней круглосуточно было дежурство, а сейчас она стоит просто на улице за не никто не отвечает.
13
3
Василий14.05.2021 15:00:32
Правильно сказал Ткачёв. Систему надо лечить.
17
3
Омич3314.05.2021 17:39:14
Какая злая Полежаева и какая не далекая Мачулина. Надо же!
7
2
.14.05.2021 18:20:29
Виноваты все жители и естественно местные депутаты. Что не знали что надо делать чтобы не допустить подобное..... В других деревнях делают....
0
1
МСК14.05.2021 22:51:13
Большеречье спасет Дима Фидцов. Он всё испортил в городе и в мсх всё испортил всё что только мог...Хотя двух слов связать не может.
16
4
Татьяна15.05.2021 08:26:49
Очень внимательно прочитала все отзывы. И все же, склоняюсь к тому, что за все отвечает глава поселения. денег нет - молчим, бюджет маленький - молчим. Молчим, чтобы не потерять кресло и хоть какую-то зарплату. А на селе работы действительно нет. Вот и получается, пока все хорошо - молчим, а как случится беда - вспоминаем и про маленький бюджет и про т.д и т.п. Никто под дулом пистолета не толкал на эту должность. Видишь, что помощи от вышестоящих нет - уйди. Если терпишь, терпи и дальше и неси ответственность за все.
19
5
115.05.2021 09:32:59
Для борьбы со стихийными бедствиями создана целая армия - генералы, полковники, ГЕРОИ! Их вооружили до зубов для борьбы с огнём. И вот огонь пришёл!!! Виновата маленькая безоружная женщина. КАК ЖЕ ТАК?!?
4
1
.15.05.2021 18:29:47
Татьяна, иди в главы администрации, будешь не молчать, а говорить и что изменится?
6
3
Коллеги15.05.2021 20:36:34
Татьяна! И что изменится? Разве только на пожарную безопасность не хватает? Это под Омском денежная должность!На территории этого поселения можно разместить весь Омск,а за все отвечает глава.Абсолютно не адекватное мнение мадам Полежаевой.Хорошо невесткой губернатора.Прошу возглавить любое поселение дальше Большеречье.На второй день сбежит.Кадров нет никаких на чиновничьи должности.
3
1
Ирина15.05.2021 21:08:49
Татьяна, Очень интересно получается,мы скоро в деревнях и селах уйдем в ничто.Разваливаются остатки колхозов,которые еще держались с 90-х,дорог нет,школы закрывают,работы нет,больниц нет,,фапы,где одна медсестра должна обслужить 300 человек,а если скорая не на ходу,искать машину надо,и если нет дороги,то не факт,что доедешь,а в районной больнице мест кот наплакал и на прием через месяц..То же со школами,колхозами,детскими садами.Помещения старые деревянные,финансирования на три помещения 12000 рублей,потому что одно учебное заведение.На эти деньги даже краски не купишь.
3
1
Ирина15.05.2021 21:15:57
Михаил, может вы пойдете на место главы,это же выгодно,только деньги собирай.Никто не заставляет?А если никто,то кто?Людей перед выбором ставят.Я не знаю ,кто с большим желанием станет директором школы или главой сельсовета.Там на жалость давят.И просят пожалеть ,выручить.А потом ты никто.Знаю лично таких глав,которые остались виноваты и на них завели дело,потому что они деньги (20000) направили на дороги ,а не сохранили в бюджете.Там такое было не прописано.За 7 лет таких ремонтов человек попал под суд и теперь платит 300000.
4
1
Makc16.05.2021 09:56:33
Если расследовать по сути, а не формально, то цепочка однозначно приведёт к гаранту конституции.
1
0
Селянин16.05.2021 13:04:12
Классика - "Баки делать надо, бабки делать надо, бабки делать надо".
2
0
.16.05.2021 13:06:29
Ирина, а кто крестьянство с 1917-го года начал уничтожать
1
0
Селянка16.05.2021 15:41:43
Татьяна, молодец. Всё правильно
5
0
Харызма16.05.2021 16:15:11
Сок ин, как обычно лизоблюдит, у него хорошо получается или как
Поэтессе лучше своими делами заниматься её мнение очень важно было
4
1
Главы виноваты16.05.2021 19:58:36
уже тем, что результаты выборов выдают по разнарядке.
За что боролись, на то и напоролись.
5
2
Евгений16.05.2021 21:43:43
Жёсткая вертикаль власти . Деньги боятся просить - невозможно отчитаться и все закупки вплоть до 50 р. - через 44ФЗ, вообще заедят с проверками и штрафами при закупках. Выход - передавать полномочия малых поселений руководителям районов, за 300 т.р. зарплаты справятся.
2
0
Пожарный17.05.2021 20:28:19
Если сами своевременные,контролируемые, профессиональные отжиги делать не будете,то за вас это сделает природа!
1
1
Наташа18.05.2021 15:15:06
Да ничему чиновников ситуация не научит всегда попы прикроют. У нас в посёлке центральный водопровод замёрз воды нет в колонках с февраля, зиму весну пользовались талым снегом. Сегодня 18 мая. Воды нет. В администрацию звоним каждый день. И что? Они говорят: а что все ещё не оттаяло? Ой ну что же делать, ждите... если не дай бог пожар-выгорит весь посёлок. Да и так без воды тяжко.
И нифига никто ничего не делает
0
0
Вера Любимова01.06.2021 21:58:47
Кто виноват во всемирном потопе? Почему до сих пор не завели уголовное дело на Ноя за то что спас так мало?! А может посадить тех, кто бросил деревни выживать и не дают им ничего - только выжимают остатки.
0
0
Вера Любимова01.06.2021 22:00:38
Кто виноват во всемирном потопе? Почему до сих пор не завели уголовное дело на Ноя за то что спас так мало?! А может посадить тех, кто бросил деревни выживать и не дают им ничего - только выжимают остатки.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru