Учредитель ООО «ОмскАвтодор» Николай Артемьев начисто отрицает криминализированность бизнеса перевозок в нашем городе. Главные проблемы пассажирского транспорта, по его мнению, лежат в иной плоскости - это абсолютная глухость властей к предпринимателям и нежелание отдельных игроков соблюдать правила цивилизованного рынка.
– Николай Викторович, предлагаю поставить точку в инсинуациях по поводу вооруженной перепалки на остановке «ДСК-2». Участие в ней членов НП «ОмскАвтодор» доказано?
– Разумеется, нет. Никакого отношения к «ОмскАвтодору» участники перестрелки не имеют, их личности мне неизвестны, равно как и суть конфликта.
– Однако в прессе была информация, что вас для дачи показаний вызывала полиция, а позднее участники «ОмскАвтодора» якобы предложили «владельцам частного маршрута» Акопяну и Зайцеву заключить некие договоры об аренде ваших транспортных средств с ежемесячной выплатой выручки за вычетом арендной платы.
– Эта информация является абсолютным вымыслом, который невозможно доказать даже при чьем-то большом желании. Беседа в полиции имела место быть, в том числе и по конфликту на ДСК-2, но на допрос меня никто не вызывал. Ни о каких договорах не может быть и речи. А вот как частные лица могут быть «владельцами» каких-либо маршрутов?! Они что, приватизировали улицы города? Это юридически невозможно. Ну и, наконец, с Акопяном и Зайцевым мэрия расторгла контракты на транспортные услуги, документально доказать свое право заниматься пассажирскими перевозками они не могут. Их нынешнее поведение я расцениваю как зависть к своим более успешным конкурентам. Ну не может предприниматель с одной-двумя машинами предоставить городу столько же услуг, сколько, например, наше НП с обновленным подвижным составом, обеспечить надлежащее санитарное состояние и внешнее благоустройство на закрепленных за нами территориях, размещать на разворотных площадках объекты диспетчерского контроля с точкой питания, туалетом, лицензированным пунктом предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей и так далее.
– Полагаете, вас кто-то пытается скомпрометировать? Многочисленные комментарии на БК55 довольно открыто нарекают вас главарем «маршруточной мафии».
– На мой взгляд, все это не более чем сплетни, проистекающие из правового, политического, экономического невежества людей, которыми и пользуются журналисты, чтобы заработать на публикации жареных фактов. Никаким бандитом я не являюсь, судим никогда не был. Тем не менее, когда в любой сомнительной ситуации появляется человек, в автомобиле которого висит наклейка «ОмскАвтодора», тень падает на партнерство в целом и на меня лично. НП в любом случае не может нести абсолютную ответственность за всех своих участников. Если у потребителей есть какие-то претензии по хозяйственной деятельности или соблюдению ПДД того или иного предпринимателя, входящего в НП «ОмскАвтодор», то они и должны адресоваться именно ему. Я же готов пригласить всех недовольных к себе на круглый стол, но только если они готовы доказать свою позицию. Пока у меня складывается впечатление, что кому-то сильно не нравится наша позиция в городе и предлагаемые нами реформы.
– А как у вас складываются отношения с другими игроками рынка?
– Отношения нормальные, деловые. Никакой напряженности и конфликтов между нами нет, так что и никаких «маршруточных войн» тоже нет. Это спекуляции прессы.
– Почему же тогда бизнес перевозок выглядит самым криминализированным среди прочих деловых сфер?
– Он отнюдь не криминализирован, это очередная иллюзия. От того, что в одной парикмахерской кого-то случайно порежут ножницами, никто не станет называть весь рынок салонов красоты криминализированным, правильно? На наших руках кипы выигранных исков, доказывающие тщетность предъявленных нам претензий.
– То есть вы считаете, что проблема в журналистах, намеренно дискредитирующих участников бизнеса, а не у самого рынка?
– У рынка безусловно есть проблемы, и я даже нашел для них решения, но дело в том, что их никто не хочет слушать. Необходимо полностью реорганизовать систему рынка – объединить пассажирский транспорт области с городским, создать единый информационный центр, который позволил бы производить оплату проезда по единой карте с платежными шлюзами и по картам Visa/MasterCard, и по проездному, и по телефону, и по билету, получить информацию о местонахождении автобуса и времени его прибытия, количестве машин на маршруте, отклонении их от маршрута. Сейчас эта наша программа находится на рассмотрении у губернатора и в областной администрации. Новая система позволит сократить дотации из бюджета, выделяемые на поддержание муниципального транспорта, легализовать частных перевозчиков и увеличить количество налогов, от них поступающих, оптимизировать количество подвижного состава на улицах города. Ситуация бы изменилась, если бы к предпринимателям, занимающимся пассажироперевозками, относились как к инвесторам. Все время отовсюду слышатся разговоры об «улучшении в Омске инвестиционного климата». Так вот же этот самый средний и мелкий бизнес, который вы хаете! Люди занимаются благоустройством города, платят налоги – поддержите их, а не Зайцевых и Акопянов, которые жалуются на то, что им мешают работать крупные компании вроде «ОмскАвтодора». А кто может дать больше городу – один нелегальный перевозчик Акопян или «ОмскАвтодор»?
– Возможно ли полностью избавиться от этих теневых игроков?
– Приняв нашу систему – да. По нашим подсчетам, сейчас около 80% рынка принадлежит именно частным компаниям. Именно мы и наши коллеги фактически перевозим почти всех жителей города и способны удовлетворить все потребности рынка. За те два года, что существует «Автодор», на рынке наконец-то появилась свободная конкуренция. Давно пора перестать вливать деньги в умирающие МУПы, которые банкротятся каждый месяц и не справляются со своими задачами.
– Фактически вы предлагаете полностью отдать бизнес перевозок на откуп частникам?
– Стратегия развития минтранса РФ давно предложила схему частно-государственного партнерства. Вместо этого наши депутаты просят средств для МП «Пассажирсервис»... Деньги на ветер! Мы, например, готовы купить акции МУПов и работать как партнеры, а не как конкуренты. Только сейчас наш бизнес осложняет искусственный регулятор – тариф. Вот Кузнецов (Валентин, общественный активист, обжаловавший тариф на проезд в маршрутках в Омском областном суде, – прим. ред.) попытался добиться своего, вернуть тариф к 18 рублям. Кому от этого лучше? Раньше эта дельта между ценой билета в маршрутке и в автобусе позволяла потребителям выбрать услуги муниципального или частного транспорта, сейчас же использование первого совсем потеряет смысл.
– На ваш профессиональный взгляд, тариф сейчас экономически не обоснован?
– Конечно, нет. Тариф должен позволять автопарку обновляться. Частного перевозчика никто не может заставить обновить свою машину насильно, если у него нет на это средств. Во всех городах выросли тарифы, и это обусловлено экономическими тарифами, у нас же все наоборот! Это не поддается никакой логике.
– На вас как-то повлияла смена Осинского на Маслика (директор департамента транспорта – прим.ред.)?
– Нет, к сожалению, власть нас как не слышала, так и не слышит.
Анастасия Павлова
«Бизнес-курс» №6 от 25.02.2015 г.