Новости. Омск

«Человек из Подольска»: о провинциальности духа и не только — рецензия

Фото: provzglyad.com

Полюбившееся омичам произведение вышло в киноварианте.

Молодой, но уже сгибающийся под грузом «неустроенности» молодой человек исполняет свою каждодневную рутину: собирается в долгий путь из Подольска до работы, — редакции вестника Южного административного округа столицы. Однако путь ему преграждает наряд полиции…этот день даст ему шанс опуститься на самое дно или навсегда изменить свой подход к жизни. Завязка экранизации пьесы молодого драматурга Дмитрия Данилова одновременно напоминает как остросоциальный триллер, так и трагикомедию в духе творчества Эльдара Рязанова 1990-х годов.

И стоит признать: фееричная игра и правда ведется на каждом из этих полей.

Главный герой явно неслучайно выходец из так называемой креативной элиты — тех, кто должен показывать «простому люду» то, что каждый день вокруг нас происходят сотни удивительных вещей, которые стоит подмечать, заражать тягой к жизни и даже вдохновлять. Однако на экране актер-дебютант из Перми Вадик (именно так!) Королев предстает эдаким «приземфиренным» и «просплиновским» недохипстером с комплексом провинциала.

Ему для «полета души» почему-то надо в срочном порядке вылететь первым классом в Амстердам, а в перспективе только душная электричка из Подольска…и реальность мигом окрашивается в серый.

Чем же ему, по сути, так страшны полицейские? Что он теряет? Оказывается, все дело в том, что главного героя заставляют заглянуть в собственное нутро и признать, что ВУЗ он окончил «потому что так надо», работу взял какую давали, дам в своей неотразимости убедить не сумел.

Одним словом, мрак. Выйти из него кажется чем-то нереальным.

Неожиданно «креативно-фантазийное» отделение полиции, где царят совсем другие законы, становится для него местом последней попытки раскрытия собственного потенциала, ведь стражи порядка тут ох как непросты. В этом абсурдистском пространстве, как в сказке, становится приоритетом, чтобы человек был хороший, то есть открытый миру и окружающим, готовый, что называется, пригодиться там, где родился.

К этим «мастерам» попадают те, кто подозревается в тяжком грехе, которого не найти ни в одном из кодексов: равнодушии к судьбе своей Родины, пустом существовании. Прилюдное открытие такой правды о себе конечно же ранит, особенно когда полагаешь, что тебя окружают «собратья по несчастью» и «так уж тут все устроено». Это ощущение потерянности от проникновения чужаков в глубины внутреннего мира молодой актер передает мастерски.

Однако это произведение вовсе не про пытки и унижения непонятых интеллектуалов: пройдя этап обязательных для современной повестки описаний вседозволенности силовых структур, режиссер уводит зрителя в «мир абсурда». Тут тебе и катакомбы, где арестованных «пытают» танцевально-вокальными флешмобами, и лаборатория, где оценивают, насколько в своей депрессивности закостенел арестант, и бассейн, где можно скинуть груз надуманных проблем. Но в дико-мультяшные дебри режиссер не скатывается — на поверку этот мирок оказывается не столь ирреальным: в нем найдется место пассажам об утраченной деревенской культуре века эдак 19-го, о «зловещести», но в то же время правомерности современных музыкальных тенденций, но главное — о наших предрассудках. Например, что думать и чувствовать стражам порядка совершенно чуждо, что отечественная провинция, в отличие от «древних» и манящих европейских столиц, губит в человеке все высокодуховное.

Вот так, через силу, но без всякого насилия здесь «перевоспитывают».

Впрочем, «жертве полицейского произвола» дано пусть и гипотетическое, но право на ответ. И он оказывается очень громким.

— Это право мое святое — жить и умереть дураком! — такова самая эмоциональная и «сильная» его реплика.

Что же касается «мучителей в погонах», то в их образах чувствуется мощное театральное начало. Что привносит в кино множество ярких красок. Так, правит этим абсурдно-нравоучительным балом знакомый преданному омскому театральному зрителю Владимир Майзингер. Для него это тоже фактически дебют в большом кино. До этого у 55-летнего челябинца, который ровно 10 лет играл на сцене Омского академического театра драмы и проявил себя на режиссерском поприще во Второй студии Лицейского театра, было около десятка едва заметных эпизодов в далеко не топовых многосерийках. Но думается, что его поставленный голос и уместная в разных образах фактура еще не раз будет востребована в кинематографе.

Отдельная песня — главный женский образ «Человека из Подольска». Даму в звании доверили сыграть музе отечественного артхаусного кино Виктории Исаковой, за плечами которой сотрудничество с Юрием Морозом («Остров, 2006); Кириллом Серебренниковым («Ученик»); Григорием Константинопольским («Пьяная фирма»). Здесь она лучезарный фонтан женской энергии в темном мужском царстве. В ней проглядывается некая пародия одновременно и на стереотип о женщине при чине, и на мифы о нарочитой женственности. Однако по законам абсурдистской логики ей почти мгновенно предстоит проделать путь от «провинциальной штучки при власти» до музы перерождения главного героя. Актрисе это амплуа близко, она купается во всех его оттенках, кокетливо-свободна сбрасывая свой китель и демонстрируя душевность, которую уж никак не посчитаешь органичной для такого персонажа. Однако каждому кадру с Викторией можно сказать — «Верю!»

Стоит отметить, что в экранизации «Человека из Подольска» региональное начало в целом крайне сильно не только образом главного героя: поставил его театральный режиссер Семён Серзин, уроженец Мурманска, много лет готовивший спектакли на сценах Петербурга, Екатеринбурга, Перми. В 2017 году уже зарекомендовавшего себя постановщика ангажировал для постановки пьесы Ивана Вырыпаева и омский «Пятый театр», поэтому для нас он также не совсем чужой. 

Не зря слог драматурга Дмитрия Данилова называют поэтическим — то тут, то там при просмотре экранизации вспоминаются строки Лермонтова из «хрестоматийного» «Паруса» или некрасовские слова о том, как сложно, но почетно любить наши суровые края. Казалось бы, прошло несколько веков, но этот контекст по-прежнему актуален.

Финал постановки и фильма отличаются в сторону оптимизма у последнего, однако на голливудский хэппи-энд рассчитывать не стоит.

Фильм можно с легкостью порекомендовать не только личностям, для которых остро встал вопрос миграции в погоне за призрачным шансом. Ведь каждый из нас в «неудачный» момент готов стать таким «человеком из Подольска».

Евгений Куприенко

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

4
2
Леди27.11.2020 22:57:37
Очень интересная рецензия. Комплекс провинциала и человек-дурак - это, действительно, одно и тоже. Человеку должно быть ВЕЗДЕ хорошо. А все те, кому плохо только от того, что они не там живут - обреченные неудачники... боюсь, что большинство омичей - в их числе.
3
0
омчанец28.11.2020 19:01:53
О провинциальности духа?)) Просто народ ненавязчиво подводят к возможным психологическим пыткам в российских участках полиции, как устоявшейся норме. Основы безопасного общения с карательными органами давно пора вводить в школьную программу.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru