Увольнение Сергея Синдеева из РЭК многие связывают с повышением тарифов на проезд в маршрутном такси. БК55 попросил прокомментировать эту отставку и громкое заявление губернатора на данную тему представителя одного из ведущих игроков рынка - главу НП «Безопасный город» Ивана Меняйлова.
- Иван Николаевич, по-вашему, Синдеева правильно уволили?
- Не знаю. Не могу оценить его работу. С моей точки зрения, по большому счету, РЭК как таковая нам не нужна. Ведь тариф - это, по сути, стоимость, состоящая из себестоимости и маржи (прибыли). И, утверждая тариф, РЭК может его уменьшать лишь в части прибыли (учитываю социальную значимость услуги). А посчитать это может любой экономист, используя нормативы, и никакой цирк нам не нужен.
- Говорят, что Синдеева убрали именно из-за поднятия тарифа на проезд в «маршрутках», прокуратура его в лоббировании интересов частников заподозрила...
- Очень сомнительно. Утверждение этого тарифа - чисто политическое решение, а политику в регионе определяет не Синдеев. Сделали общественный совет при РЭК - сходил я один раз на заседание: полная профанация, непонятно зачем и по какому принципу набрали людей...
Если бы решение о тарифах было экономическим - проезд бы стоил 35 рублей. Но чиновники рассуждают в духе «35 рублей - это много, люди не смогут столько платить...». Вообще, каким будет тариф - было известно тому, кто его утверждает, еще когда документы подавали.
Защитить тариф частным перевозчикам очень сложно ввиду того, что система налогообложения, используемая большинством ИП, не обязывает его иметь в штате бухгалтера и вести полную бухгалтерскую отчетность, которая необходима при защите тарифа.
- Областные власти часто ругают муниципалитет, что плохо, мол, работают с маршрутчиками...
- А что - в области с частными перевозчиками все хорошо? Может, губернатор просто не знает реальной ситуации?
- Одно из главных обвинений - маршрутчики не платят налоги. Как вы это прокомментируете?
- Я не знаю предмета данных обвинений, поскольку не владею цифрами хозяйственной деятельности всех перевозчиков, но, думаю, эти обвинения обоснованны в отношении перевозчиков, которые осуществляют деятельность без лицензии, без договоров на маршрут по итогам конкурса. Если такие перевозчики могут де-факто осуществлять свою деятельность незаконно, при этом без привлечения к ответственности со стороны надзорно-контрольных органов, то о какой уплате налогов может идти речь?! Вопрос налогов требует системного подхода и в первую очередь со стороны организатора перевозок, который должен не только определить правила работы на данном рынке, но и контролировать безусловное их выполнение.
Тогда впоследствии прозрачность процесса позволит иметь необходимую документальную базу для определения объекта налогообложения и необходимые доказательства для привлечения перевозчика к ответственности налоговыми органами за неуплату налогов.
- Губернатор озвучил новую «оригинальную» идею работы с «частниками» - официально установить стоимость проезда 10 рублей, недостающие до нынешнего тарифа 8-10 рублей компенсировать легальным перевозчикам из бюджета, а нелегалы, не выдержав такого демпинга, мол, сами вымрут...
- Я согласен и за 2 рубля возить, и бесплатно, если мне компенсируют. Но мы понимаем, что этого не будет никогда, потому что денег в бюджете нет даже на компенсацию муниципальному транспорту.
- Поменялось ли что-нибудь, по-вашему, с уходом из департамента транспорта Олега Осинского?
- Ничего нового, никаких кардинальных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону нет. Возможно, потому что денег на нововведения тоже нет.
- А как продвигается введение электронного проездного?
- Насколько мне известно, произошла заминка: IT-специалисты не могут пока совместить в одном терминале две программы - ту, что для льготников, и новую, которая работает с электронным проездным.
- Каковы в принципе перспективы в этом направлении?
- С введением электронного проездного обычные бумажные уберут. Будут эти пластиковые карты, которые можно пополнять в терминалах, причем, чем больше поездок покупаешь, тем меньше стоимость каждой.
- Насколько на текущей работе и планах вашего предприятия уже сказался кризис? Пришлось от чего-то отказываться, что-то сокращать?
- Пока нет, даже напротив - купили 22 новых автобуса «Мерседес», будем возрождать 99-й маршрут «Чкаловский - Левый берег». Просто повезло - успели взять кредит еще по старым ставкам.
Наталья Николаева, Олег Ледянский